Архитектурно-художественный облик здания

Создание архитектурно-художественного облика зданий на сегодняшний день является весьма актуальной проблемой.

Первым этапом восприятия какого-либо объекта архитектуры можно назвать ощущение объема и пространства строения, что вполне естественно, так как любое произведение искусства мы начинаем воспринимать с его «зрительного ощупывания». Однако зрительный образ здания создает не только гармоничное соотношение его объемов, проемов и плоскостей, но и сочетание различных архитектурных средств, таких, как, например, игра теней, художественный контраст и цвет.

Еще Альберти говорил о том, что основным условием привлекательности архитектуры является практическая целесообразность, но целесообразность красотой еще не является. Основы определенных художественных проблем современности можно найти в классике. Ведь, если даже посмотреть на ордер, можно заметить, что он создает зрительное единство конструкций и архитектуры.

В современном мире понятие классика выходит далеко за пределы ордерной системы, но форм минувшего заимствовать мы не стремимся. Основным композиционным методом, способным обогатить современное архитектурное творчество, является установление пропорций всех членений и приведение их к одному из ордерных принципов – единому модулю. Применение идеи порядка и гармонии, устойчивости и равновесия, присущей классическим произведениям должно быть обосновано.

Функциональность и эстетика в архитектуре
В эстетике классицизма XVIII века целесообразность формы считалась обязательной предпосылкой ее красоты. Но целесообразность и утилитарность не смешивались. Полагалось, что для того, чтобы целесообразную форму можно было назвать прекрасной, она должна подчиняться эстетическим требованиям и категориям.

Принцип функционалистов, считающих, что красиво то, что хорошо функционирует, отрицает красоту, предполагая, что она должна появиться автоматически, если функция решена хорошо. Но человек, обладая такой богатой и разнообразной психикой, не может относиться к своему дому без лиризма, только лишь, как к «машине для жилья». По словам Ле Корбюзье, архитектор должен приносить человеку не только пользу, но и радость. В массовом строительстве должны объединяться красота и утилитарность. В этом также нет противоречий для метода социалистического реализма, который рассматривает технические и функциональные вопросы в единстве с художественными.

Однотипные многократно повторяющиеся объекты недвижимости не могут вызвать положительных эмоций у человека, и, наоборот, чем облик здания уникальнее, тем оно более выразительное. Задача архитектора как раз и заключается в том, чтобы создать такой облик. Архитектору необходимо искать такие формы, которые не только отвечали бы динамике содержания, но и вызывали бы положительные эмоции у потребителя.

И в массовом, и в уникальном строительстве проявляются тенденции к обогащению фасадных решений. Эти тенденции выполняют не только эстетическую функцию, но и выполняют определенные функциональные и градостроительные требования. В то время, как композиционная идея имеет первостепенное значение для общего комплекса застройки, одним из наиболее важных средств, которые могут раскрыть уникальность этой идеи, является оформление фасада.